Тюленева Елена Васильевна

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

 Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт.

Одно из главных изменений, произошедших в России за последние годы, касается ориентации воспитательной деятельности семьи на достижение успешности каждого ее члена в социуме, разных его сферах. Ценности духовно-нравственного характера начали дополняться, а иногда и вытесняться ценностями прагматического характера, что вызвало у семей новые ориентации в воспитании. Это формирование осознанного отношения детей к себе как самоценности, несущей свой образ жизни, стремящийся к определенному социальному положению. Важным стало сформировать у ребенка умение общаться, делать выбор, отстаивать свою позицию, находить неординарный способ выхода из проблемной ситуации.

Установлено, что дети, идущие в школу, не обладают всеми необходимыми качествами, т. е. не готовы к школе. Это связано с тем, что в дошкольном детстве не реализуются все задачи и потенциальные возможности ребенка и он остается недостаточно развит вследствие неправильного понимания взрослыми вопроса воспитания и развития детей с целью подготовки их к обучению в школе. Поэтому проблема состоит в том, чтобы правильно и своевременно подготовить ребенка к обучению. Обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей.

Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что:

ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы группы;

имеет связное развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.

В настоящее время выделяют две группы причин неподготовленности ребенка к школьному обучению:

органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка);

воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в дошкольном возрасте.

Общение детей – необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь педагог.

По мнению Л.Ф. Обуховой [3], показателями готовности ребенка к школе, доступными для определения самими родителями, является следующие.

1. Игровые навыки, четкое соблюдение и выполнение правил, связанных с ролью.

2. Умение брать на себя роль учителя в игре.

3. Умение видеть предмет, состоящих из отдельных признаков (проявляется в изобразительной деятельности дошкольника).

4. Общая осведомленность – показатель того, что ребенок любознателен, у него сложились некая картина мира и представление о том, каково его место в этом мире.

Воспитание положительного отношения к школе детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современной педагогики. Такой вывод мы сделали, проанализировав педагогическую, психологическую и методическую литературу.

При отборе форм и методов в работе с детьми в нашем дошкольном учреждении мы опирались на педагогические принципы (общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения):

- целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе учета возрастных особенностей детей;

- научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности (игра, труд, занятия);

- единство содержания форм и методов работы по воспитанию положительного отношения к школе;

- личностно ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;

- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;

- принцип доступности;

- принцип системности и последовательности.

Таким образом, педагогические принципы, которыми мы руководствовались, выступают во взаимосвязи друг с другом.

Подготовка ребенка к школе – это не простой процесс. От него зависит как воспримет новоиспеченный школьник новое место, как он будет учиться, как вольется в новый коллектив, вообще вся его дальнейшая школьная жизнь. Поэтому перед всеми родителями рано или поздно встаёт вопрос – как подготовить ребёнка к школе? И сколько внимания уделить психологической подготовке?

Задача детского сада – воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания, самостоятельности, творчества, и т.д.), а не обеспечения его простейшими школьными навыками.

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. Для работы с родителями мы отобрали очень интересный и необходимый материал и старались разнообразить формы работы с родителями:

1. Устный журнал. Там рассматривались вопросы:

- «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

- «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику».

- «Восемь советов родителям будущих первоклассников»

- Выставка на тему: «Это нужно для школы».

2. Издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении.

3. Консультации на тему:

- «Как выбрать школу».

- «Немного об игре» и т.д.

4. Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться»

5. Семинар – практикум «Игры для подготовки к школе».

6. Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Семья – первая и наиболее важная среда развития, однако его личность формируется и развивается и в дошкольном учреждении, поэтому выделить, что важнее – детский сад или семья,  - невозможно так же, как и предпочесть одно воспитание другому. Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.

Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, особенно читательская, какова речевая среда в семье.

Обучение в школе может быть успешным только в том случае, когда семья с первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность. Родители прилагают большие усилия, чтобы научить детей читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе., но ребенок должен обладать еще и определенным уровнем развития.

Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, она складывается постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий. Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные домашние занятия не будут новыми, но характер их будет совсем иной. В детском саду воспитатель одновременно обучает целую группу ребят, дома же с ребенком занимаются индивидуально. Это позволяет лучше учесть его возможности, способности, характер. Кроме того, даже если домашние занятия происходят 1 – 2 раза в неделю, они очень сближают ребенка с матерью или отцом, способствуют их лучшему эмоциональному взаимопониманию, позволяют добиться больших успехов в развитии.

Такие занятия особенно необходимы для детей, которые в детский сад не ходят. Они не только дают ребенку новые знания, приобщают к разным видам деятельности, постепенно и планомерно совершенствуют восприятие и мышление, но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и обязательному обучению.

Таким образом, родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Игры, рисование, конструирование, собственный опыт – вот основа развития личности ребенка. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводиться только к словесным указаниям по тому или иному поводу. Взрослые должны организовать занятия, игры, посильный труд ребенка, руководить ими и при этом не забывать о поощрении.   

Педагоги ДОУ в своей работе должны опираться на помощь семьи, а родители – согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата – полноценной подготовки ребенка к обучению в школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Таким образом, цель развития ребенка на этапе дошкольного детства – очертить основные возрастные характеристики: компетентность, креативность, любознательность, инициативность, коммуникативность, произвольность, образ «Я», и др. На направления развития ребенка – физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое – должна ориентироваться программа для родителей будущих первоклассников. Эти направления выступают в качестве оснований преемственности дошкольного и начального общего образования и задают учителю начальных классов ориентиры для индивидуального подхода к ребенку.

Список литературы:

1. Богоявленская М.Е., Горячева Т.Г. Причины школьной неуспешности у детей с признаками одаренности: Мат-лы III съезда РПО. М., 2003.

2. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М., 2006.

30 апреля 2016 в 19:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.